ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О политических партиях»
Принятие Федерального закона «О политических партиях»
обусловлено необходимостью более четкого определения роли и места
политических партий среди институтов гражданского общества. В
настоящее время в Российской Федерации существует более 180
общероссийских политических общественных объединений, в том числе
политических партий, которые созданы и действуют на основании
Федерального закона «Об общественных объединениях». В то же время
в отношении отдельных видов общественных объединений, включая
политические партии, названный Федеральный закон предусматривает
возможность принятия специальных федеральных законов,
отражающих особенности их создания, деятельности и ликвидации.
Представляемый проект Федерального закона «О политических
партиях» (далее именуется – законопроект) состоит из десяти глав,
включающих в себя 49 статей.
Согласно законопроекту политическая партия определяется как
добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное с
целью участия в политической жизни общества посредством
формирования и выражения политической воли граждан, участия в
выборах и представления интересов граждан в законодательных органах
государственной власти и представительных органах местного
самоуправления. Одновременно устанавливаются требования,
предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных
отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации;
общая численность членов политической партии – не менее десяти
тысяч граждан Российской Федерации, при этом в каждом
региональном отделении должно состоять не менее ста членов
политической партии; руководящие и иные органы партии, а также ее
структурные подразделения должны находиться на территории
Российской Федерации (статья 3 законопроекта).
Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на
всей территории Российской Федерации (статья 5 законопроекта).
Таким образом, согласно концепции законопроекта в Российской
Федерации не предусматривается создание и деятельность
межрегиональных, региональных и местных политических партий, а
также иных политических общественных объединений.
Основными принципами деятельности политических партий
провозглашаются законность и гласность, свобода партий в
определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов
деятельности, за исключением установленных законом ограничений.
Запрещается создание и деятельность политических партий, цели и
действия которых направлены на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение целостности Российской
Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и
религиозной розни. Деятельность политических партий также не
должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами
(статьи 8 и 9 законопроекта).
В соответствии с законопроектом политическая партия может
быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем
преобразования в политическую партию общероссийской общественной
организации, общероссийского общественного движения при условии
их государственной регистрации за год до принятия съездом
общественного объединения решения о преобразовании в
политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного
съезда предусматривается создание организационного комитета. В
случае же преобразования действующего общественного объединения в
политическую партию образование организационного комитета не
обязательно (статьи 11 – 14 законопроекта).
Политические партии и их региональные объединения подлежат
государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами
юридического лица. При этом регистрация региональных отделений
осуществляется после регистрации политической партии и должна быть
завершена более чем в половине субъектов Российской Федерации не
позднее чем через три месяца со дня регистрации политической партии.
Только после этого политическая партия может осуществлять свою
деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о
государственной регистрации политической партии утрачивает свою
силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный
реестр юридических лиц, аннулируется (статьи 15 – 19 законопроекта).
В целях обеспечения демократических принципов в организации и
деятельности политических партий законопроектом предусматриваются
требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит
обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов
политических партий, а также демократическую процедуру принятия
решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения
выборов в органы государственной власти и органы местного
самоуправления (статьи 21, 24, 25 законопроекта).
Согласно законопроекту членство в политической партии является
добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами
политической партии могут быть граждане Российской Федерации,
достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической
партии иностранные граждане, лица без гражданства. Ограничение
права на вступление в политические партии или обязанность
приостановления членства в партии может устанавливаться для
определенных категорий граждан Российской Федерации
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Член политической партии может состоять только в одном
региональном отделении данной политической партии – по месту
постоянного или преимущественного проживания, основному месту
работы или учебы (статья 23 законопроекта).
В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности
политических партий, законопроектом определяется порядок
формирования денежных средств и иного имущества политической
партии, а также представление партией ежегодных финансовых отчетов
(статьи 29, 30 и 34 законопроекта).
В качестве одного из видов государственной поддержки
политических партий предусматривается ежегодное прямое
государственное финансирование партий по результатам их участия в
федеральных выборах, а не в период их проведения (статья 33
законопроекта). Такая форма финансирования политических партий
достаточно широко распространена в мировой практике.
Учитывая особую роль политических партий в организации
электоральных процессов, законопроектом предлагается установить,
что политические партии являются единственным видом общественных
объединений, обладающим правом самостоятельно выдвигать
кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти.
Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия
признается участвовавшей в выборах. В случае если в течение пяти лет
после создания партии ее участие в выборах не соответствует
установленным критериям, такая политическая партия подлежит
ликвидации (статьи 36 и 37 законопроекта).
Исходя из предлагаемых новаций законопроектом
устанавливается двухлетний переходный период для преобразования
действующих общероссийских политических общественных
объединений в политические партии, в течение которого за последними
сохраняются права на участие в избирательных кампаниях в
соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах
(статья 47 законопроекта).
В связи с принятием Федерального закона «О политических
партиях» потребуется признание недействующим на территории
Российской Федерации Закона СССР «Об общественных
объединениях», внесение соответствующих изменений и дополнений в
Федеральный закон «Об общественных объединениях», а также в
федеральные законы, устанавливающие гарантии избирательных прав
граждан и регулирующие порядок проведения выборов в органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
Законопроект разработан в Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации Рабочей группой под руководством члена
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Е.П. Дубровиной. В состав Рабочей группы вошли представители
фракций и профильных комитетов в Государственной Думе, ведущие
ученые и специалисты.
Реализация Федерального закона потребует затрат из
федерального бюджета.
|